Как получить первую категорию учителю 2018

Закрыть ... [X]

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию "учитель-методист" каждые пять лет педагогам больше не придется. Постановлением Министерства образования внесены важные изменения в Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. Новый документ прошел юридическую экспертизу и был опубликован на Национальном правовом портале. Постановление вступило в силу 31 мая, а это значит, что те педагоги, которые планировали сдавать экзамен на подтверждение своей категории, могут расслабиться.

Не просто имидж

Напомним, что "Днем истины" для всех педагогов, получивших высшую квалификационную категорию пять и более лет назад, должно было стать 1 сентября 2017 года. И те из них, кто до сих пор не нашел времени и сил, чтобы подтвердить перед квалификационной комиссией свой "высший пилотаж" в профессии, или просто не счел необходимым это делать, могли быть "разжалованы" - до первой квалификационной категории. В 2012 году - когда менялись подходы к аттестации - высказывались опасения, что большинство педагогов будут отказываться от подтверждения высшей категории, учитывая мизерную разницу в оплате. Особенно были обижены педагоги, которые имели высшую квалификационную категорию уже 20--25 лет, педагоги предпенсионного и пенсионного возраста: для того чтобы и дальше получать доплату за высшую категорию, учителям-пенсионерам тоже надо было ее подтверждать. "Причина не в том, что нечего показать или рассказать, - говорили они. - Современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но нужно совершенствовать и саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, если он печатает свои методические наработки на страницах предметных журналов - это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. Стимул для работы и одновременно сохранение времени и нервов".

Выступая в прошлом году на августовской городской педагогической конференции, председатель Комитета по образованию Михаил Мирончик констатировал тревожную тенденцию снижения активности педагогов в вопросах повышения квалификационной категории: "Нежелание пройти процедуру аттестации означает, что педагог не уверен в себе, что у него занижена самооценка. Значит, и в учреждении образования не созданы условия для демонстрации педагогами своего творческого потенциала. Многими руководителями недооценивается аттестация как первую один из рычагов повышения профессионального мастерства педагогов, а значит, и уровня их зарплат".

Председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко уверен, что аттестация педагогов является неотъемлемым условием повышения качества образования, но квалификационная категория должна быть не просто частью имиджа педагога, а гарантировать ему соответствующий уровень зарплаты. Педагоги должны быть сами заинтересованы в повышении квалификации, но для этого необходимо задействовать в том числе и финансовые стимулы. "Именно поэтому, когда пересматривался порядок аттестации педагогических работников, мы настаивали на дифференцированном увеличении размеров надбавок за квалификационные категории - чтобы зарплата напрямую зависела от квалификации педагога и чтобы у последнего был стимул для профессионального роста. Эта позиция была поддержана Министерством образования: надбавка за вторую квалификационную категорию увеличилась с 15 до 30%, за первую - с 20 до 55%, за высшую - с 30 до 90%, а за категорию "учитель-методист" - с 40 до 120%".

Без согласия министра

Что же в конце концов изменилось для педагогов в аттестации, нам рассказала главный специалист управления организационно-кадровой работы Министерства образования Ольга Дмитриева:

- Во-первых, постановлением исключена необходимость подтверждать присвоенную педагогам более пяти лет назад высшую квалификационную категорию. Согласно инструкции, руководитель учреждения образования или индивидуальный предприниматель, которому предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, может инициировать (с согласия педагогического совета или совета учреждения образования) подтверждение работникам квалификационной категории только в случаях, когда педагогический работник снизил уровень своей работы либо не занимал педагогические должности более чем два года.

Во-вторых, расширен перечень педагогических работников, которые допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности. В частности, к ним относятся лица, получившие диплом о среднем специальном образовании и высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя. Ранее владельцы диплома о высшем образовании с отличием, выпускники магистратуры и аспирантуры допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.

В-третьих, педагогическим работникам, которым квалификационная категория присвоена в иностранном государстве, предоставлено право претендовать на присвоение той же квалификационной категории, без учета стажа работы в должности.

Новой инструкцией также расширены полномочия начальников управлений образования областных исполнительных комитетов и председателя Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета. Им предоставлено право давать согласие на допуск педагогических работников к аттестации на присвоение им высшей квалификационной категории без учета присвоенной ранее квалификационной категории или стажа работы в должности. (До этого требовалось согласие министра.)

Изменения в инструкции затронули и работу квалификационных комиссий. Так, квалификационные комиссии областных и Минского городского институтов развития образования получили право проводить квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В отличие от порядка, действовавшего ранее, составы комиссий, принимающих квалификационный экзамен, будут утверждаться руководителями учреждений, в которых они создаются.

На Академию последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет и Республиканский институт профессионального образования возложена функция по методическому обеспечению аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Из нового документа также исчез срок (до 31 мая 2017 года), который ограничивает подачу работником заявления об аттестации на присвоение ему квалификационной категории.

Почему нельзя почивать на лаврах?

Так что же в конце концов изменилось за неполные пять лет? Почему мы снова возвращаемся к высшей квалификационной категории как к пожизненной награде? И все педагоги поддерживают этот шаг? Как выясняется, мнения разделились. Кто-то на самом деле искренне радуется тому, что сейчас нет необходимости каждые пять лет собираться с мыслями и силами, чтобы подтвердить свой высокий профессионализм в профессии. Но далеко не все. Приведем лишь несколько из услышанных мнений.

Учитель, получивший высшую категорию, не должен почивать на лаврах. Но я бы коренным образом изменила подходы к ее подтверждению".

"Знаю людей, которым дали высшую категорию за выслугу лет, а они потом никак вообще себя не проявляли и считают, что присвоение высшей квалификационной категории - это как грамота министерства "за многолетний и добросовестный труд", а больше они никому ничего не должны. Эти, между прочим, наиболее активно выступали против подтверждения. Я бы исключение сделала только для пенсионеров и тех, кто скоро пойдет на пенсию. Остальным же для подтверждения ввела бы систему накопления баллов (бонусов) за последние 5 лет их профессиональной деятельности..."

"У нас во всем формальный подход. Школьная комиссия дает направление на сдачу экзамена в Институте повышения квалификации или Академии последипломного образования. Значит, школа выделяет самых опытных, способных и талантливых педагогов. Но, как свидетельствует практика, направление дают всем: и тем, кто хочет, и тем, кто не хочет. Казалось бы, школы должны дорожить своей репутацией, но почему-то не дорожат. Возникает вопрос почему? А потому, что качество образования и высокая квалификация специалистов определяются не результатами их работы, а рейтингом учреждения. Приезжают педагоги на платные курсы по обобщению опыта, для сдачи на высшую категорию. Я прошу поднять руку тех, кто по собственному желанию будет сдавать экзамен. Из 25--30 человек только два-три поднимают руку. Интересуюсь у остальных, а что они здесь делают? Отвечают: "Администрация отправила на сдачу экзамена. Угрожают не продлить контракт". Но зачем это нужно администрации? Выясняется, что все учреждения образования участвуют в рейтинге, где один из критериев - количество в педагогическом коллективе учителей с высшей категорией. Это очень важный показатель в отчетах не только школ, но и отделов и управлений образования. Получается, что никого не волнует содержание и качество, а только внешний лоск и количество? Поэтому, уверен, что требуется другой механизм, который будет стимулировать учителя двигаться вперед и развиваться... Система загнала всю образовательную производительность в отчеты и отписки. За 25 лет мы их научились писать даже с закрытыми глазами. Вот и получается по отчетам, что в учреждениях образования работают высококвалифицированные кадры. А в действительности что мы имеем?"

"А я бы усложнила сдачу на высшую категорию, хотя в Академии последипломного образования она и так была непростая, с серьезным подходом. Не хотелось бы, чтобы она спускалась на тормозах в местных институтах развития образования. Потому что обобщение педагогического опыта - вещь очень важная. Ты выходишь из зоны комфорта и начинаешь "копать", изучать, исследовать. В методическом плане обобщение вместе с консультациями специалистов мне много дало. Я почувствовала свой рост в методическом плане".

"Подтверждала высшую категорию еще в первый год. Собиралась делать это снова в 2018 году. В плане профессионального роста экзамен стимулирует. Не секрет, что абсолютное большинство педагогов, имеющих высшую категорию, не напрягаются. И для учителя, который на самом деле старается соответствовать критериям высшей категории, это обидно. Лучше бы вообще не было никаких категорий. Или можно перенять систему, которая практикуется в неформальном образовании. Каждый год сделай, пожалуйста, отчет, как ты растешь. Покажи, как научил всех детей. И не надо цепляться за достижения талантливых воспитанников. Это заслуга природы, а не ваша. А ты попробуй научить немотивированных и тех, кому не дано от природы. А у нас некоторые педагоги всеми правдами и неправдами выбивают дипломы и носятся с ними годами, как с флагом, а над собой не работают".

"Если вообще отменить экзамен на категорию, то никакого маяка впереди не будет, который бы сигналил - старайся, не расслабляйся! Высшая квалификация - это как знак качества образования, который не должен присваиваться автоматически".

Справка «Звязды»

Категорию "учитель-методист" за все годы получили в Академии последипломного образования только 226 педагогов.

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Надежда Николаева


Источник: http://zviazda.by/ru/news/20170614/1497444339-chto-menyaetsya-v-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Аттестация учителей в 2018 году: новая модель - Про Весь Мир Новинки кино 2018 турецкие сериалы

Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018 Как получить первую категорию учителю 2018

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ